воскресенье, декабря 18, 2011

Основные причины отдаления суннитов и салафитов от «монотеизма» шейха

     Убежден, что издавна и поныне были предводители ваххабизма, которые были уверены в «монотеизме» Мухаммада ибн Абд-уль-Ваххаба, но сегодня являются врагами шейха. Осмысляя причины оставления ваххабизма и доводы в пользу этого, мы понимаем, что их огромное множество, здесь же упомянем три из них.
     Первое - бесприкословное подчинение шейху Мухаммаду ибн Абд-уль-Ваххабу.
     Мне вспоминается история, произошедшая со мной и объясняющая многое. Во времена, когда я был в Аравии, учился и преподавал, мы собрались в одной мечети эр-Рияда с последователями шейха Мухаммада ибн Абд-уль-Ваххаба и после молитвы обсуждали вопрос о могилах и могилопоклонниках и то, что сказал шейх о могилах.
После того, как мы вышли с мечети, я подумал про себя, что в эр-Рияде не существует ни одного могилопоклонника, описанного шейхом. Мы поднимали данный вопрос, вспоминали речи шейха про могилы и тех, кто им поклоняется, тогда как для этого не было никакой необходимости. Особенно странно это выглядело в «столице мысли» шейха, в которой мы проживали, где все могилы давно были разрушены. Эта история и другие, похожие на нее, повторялись многократно.
     Известный ваххабитский учёный шейх Абд-ур-Рахман Абд-уль-Халик на эту тему говорит:
     «Теперь, если вы поедите в Аравию, то не найдете ни одной могилы... Несмотря на это, находятся учёные, которые из всего (исламского) вероубеждения выбирают только то, о чем сказал шейх... И это при том, что в деревнях и населенных пунктах, о которых были высказаны те речи, нет ни одного человека с такими убеждениями... Таким образом, данный традиционный салафизм не имеет никакой ценности».
     Итак, мы видим, что предводители ваххабитской мысли признают несостоятельность методики, применявшейся Мухаммадом ибн Абд-уль-Ваххабом. И называют традиционными салафитами сторонников методологии шейха, как об этом и упомянул Абд-ур-Рахман Абд-уль-Халик.
     Второе – спутывание компетентного салафитского монотеизма с «монотеизмом» Мухаммада ибн Абд-уль-Ваххаба.
     Эта путаница касается сторонников «монотеизма» шейха. Они думали, что он в познании монотеизма придерживался методологии компетентного (здравого) салафизма. Однако, когда увидели разницу между методикой шейха и методикой салафизма в вопросах единобожия, то незамедлительно примкнули к салафизму. Большая задача для спасения от ваххабизма состоит в том, что необходимо изложить его сторонникам путаницу между салафизмом и ваххабизмом. На эту важную проблему указал суннитский ученый шейх Мухаммад Саид Рамадан аль-Бути в своей книге «Ас-салафийа мархала заманийа мубарака ла мазхаб ислами»:
     «Когда ваххабиты придерживались своей концепции и крепко верили в нее, то увидели, что она концентрируется на Мухаммаде ибн Абд-уль-Ваххабе. Тогда они принялись менять название ваххабизм на салафизм, то есть взяли вместо своего знаменитого старого названия новое, дабы внушить народу, что данное течение не начинается и заканчивается на Мухаммаде ибн Абд-уль-Ваххабе, но что они (ваххабиты) приняли на себя обязательство хранить идеологию салафизма, его мысль и методологию понимания в Исламе... Они думают, что только они правы и только они хранители идеологии салафизма и представители салафитской метологиии в Исламе»[1].   
     Третье – смешивание феномена поклонения по определению и по Корану и Сунне.
     Эту причину исследовал известный суннитский учёный нашего времени шейх Салама аль-Кадаи аль-Азами аш-Шафии (родился в 1358 г.), обучавшийся в аль-Азхаре. В своей ценной книге «Фуркан аль-Кур’ан бан сифат аль-халик ва сифат аль-акван»[2] он излагает проблему путаницы со значением слова ‘ибадат («поклонение», «служение») в арабском языке и его толкованием в Коране и пророческой Сунне, и говорит:
     «Ошибка в толковании ‘ибадата (служения, поклонения) привела к глубокому заблуждению, которое повлекло за собой море крови, неописуемое бесчинство и разрыв отношений между людьми, в то время как Всевышний повелел не разрывать их. Ищу убежища у Господа от такого рода ошибок! Они растолковали ʻибадат как полное смирение, и в его описании (разъяснении) имели в виду именно это словарное значение, однако по шариату оно имеет более суженный смысл. Данный вопрос разрешается теми, кто терпеливо исследует и рассматривает его с позиции индукции, заключения на основе вывода случаев, применяемых в шариате. Определением данному слову будет следующее: полная покорность (смиренность, послушание) сердцем с верой (убеждением) в Божественность Того, Кому мы покорились. Если же исключить это убеждение (веру в Божественность), то такая внешняя покорность (т.е. без участия сердца), какой бы она ни была - полной или частичной, - с точки зрения шариата не считается ‘ибадатом, даже если это будет земной поклон.
     Вера в Божественность – это полная независимость в приношении пользы или вреда либо оказании влияния. Многобожники по причине земного поклонения и покорности перед истуканами и испрашивания прощения у них и были прозваны неверными. Потому как у них в сердце была вера в божественность истуканов...  
Земной поклон не-Богу с точки зрения шариата не считается ‘ибадатом (поклонением), и что уж говорить о покорности объектам, которые уровнем ниже, где отсутствует вышеупомянутая вера (вероубеждение). Например, земной поклон ангелов Адаму не считается неверием и не противоречит шариату. Господь говорит: “Он не одобряет неверия для Своих рабов”[3], это вполне ясно! Далее мы читаем: “Вот Мы сказали ангелам: ʹПадите ниц перед Адамомʹ. Они пали ниц, и только Иблис отказался, возгордился и стал одним из неверующих”[4]. В ответ же шайтан сказал: “Я лучше его...”[5] и “Неужели я паду ниц перед тем, кого Ты создал из глины?”[6].
     Если же вам будет тяжело понять данную тему - а понять ее не тяжело, - то посмотрите на себя, на то, как вы проявляете уважение перед своим отцом – не позволяете себе сесть или лечь в его присутствии, или же от уважения стоите или сидите целый час, а то и больше. Ведь ваше действие не может считаться ‘ибадатом (поклонением)! Почему же оно является вполне нормальным и не расценивается как ‘ибадат (поклонение)? Потому что данное действие не предполагает для него (отца) никакой из особенностей божества (господства, божественности); следовательно, это – не ширк (придание сотоварища Богу). Однако в молитве время вашего стояния – интервал времени, за который можно прочесть суру “Фатиха” - и время сидения при ташаххуде не занимает более одной-двух минут. Это малое время считается ‘ибадатом, совершённым вами объекту поклонения. Главное здесь состоит в том, что данная покорность, проявленная при стоянии и сидении, сочетается с верой в божественность Того, для Кого вы это сделали. Или же иногда вы обращаетесь к начальству с просьбой разобраться с тем-то или же решить такой-то вопрос. При этом вы убеждены, что в принесении пользы и удалении вреда начальник не независим, но Господь установил его в качестве одной из причин, посредством которой Он исполняет Свое решение. Данное действие не расценивается как ‘ибадат (поклонение, служение).
     Однако, как было сказано, если вы что-то запросите у него как у независимого от Бога объекта, способного принести пользу или вред, чьи решения будут равны решению Господа, то вы совершите ‘ибадат (поклонение) и сделаете его сотоварищем Богу, потому как наделите его одной из особенностей Божества. Ведь независимость в действиях и оказании влияния – это, без сомнения, качества Божества. Идолопоклонники по этой причине из-за земного поклонения истуканам и т.п. были неверными, так как считали, что они приносят пользу или вред и оказывают влияние наравне с Богом. Также и в случае с заступничеством (просьбой заступничества): они верили в них как в богов и верили в божественность своих объектов поклонения, которой они обладают помимо божественности Господа. Как верили и в силы истуканов по мере их божественности.  
Подтверждением сказанному выше служат айаты Корана: “Кто может стать вашим войском и помочь вам без Милостивого? Воистину, неверующие обольщены!”[7]; “Или же у них есть боги, которые могут защитить их от Нас? Они не способны помочь самим себе, и никто не защитит их от Нас”[8].
     Вопросительный характер приведенных айатов с упреком отвергает то, во что они верили. Господь говорит о народе Худа (мир ему!), что они сказали своему пророку: “Мы лишь можем сказать, что один из наших богов причинил тебе зло”[9]; и что пророк их сказал им: “Стройте свои козни против меня все вместе и не предоставляйте мне отсрочки. Воистину, я уповаю на Аллаха, моего Господа и вашего Господа”[10].
     Такие примеры приводит Господь против их веры в самостоятельность в приношении пользы или вреда в Судный день кем-то другим, помимо Него: “Им скажут: ʹГде же те, кому вы поклонялись наряду с Аллахом? Помогут ли они вам и помогут ли они себе?ʹ”[11].
     Такими будут их речи, обращенные к истуканам, в чью божественность они верили: “Клянемся Аллахом, мы пребывали в очевидном заблуждении, когда равняли вас с Господом миров”[12].
Если данное представление о равенстве будет касаться утверждения качеств божественности, то впадут в ширк и неверие. Ибо необходимые качества Господа Бога – Единственность и отсутствие какого-либо подобия.
     Если же, в свою очередь, данное представление о равенстве будет означать придание им достоинства поклонения, то это повлечет за собой убеждение (веру) в наличие сотоварищей у Господа в том, чего достоин Один Он.
     Так мы отвергаем веру многобожников племени Курайш, их утверждение идолов сотоварищами Богу и любовь к ним как к Господу. Аллах сказал о них: “Среди людей есть такие, которые приобщают к Аллаху равных и любят их так же, как любят Аллаха. Но те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее. Если бы беззаконники увидели, когда они узреют мучения, что могущество целиком принадлежит Аллаху, и что Аллах причиняет тяжкие мучения”[13]. Андад (мн. число от надд) означает “сотоварищи”, как в данном случае и растолковали языковеды: считать нечто равным другому» [14].
     Данная цитата, несмотря на свой объемный характер, все же ввиду необходимости спасения ваххабитских братьев от эпидемии непонимания феномена ‘ибадата (поклонения) в словарном и шариатском значении, была приведа полностью. На самом деле, данная проблема берет свое начало в методике Мухаммада ибн Абд-уль-Ваххаба при определении ‘ибадата - методике, которая унизила высокий смысл данного феномена и ввела в заблуждение исламскую общину.
[1] «Ас-саляфийа мархала заманийа мубарака ла мазхаб ислами», шейх Мухаммад Саид Рамадан Бути, стр. 235-236.
[2] Эта книга напечатана во введении к «Китаб аль-асма’ ва ас-сифат».
[3] Сура «Аз-Зумар» (Толпы) – 39: 7.
[4] Сура «Аль-Бакара» (Корова) – 2: 34.
[5] Сура «Аль-А‘раф» (Преграды) – 7: 12.
[6] Сура «Аль-Исра’» (Перенес ночью) – 17: 61.
[7] Сура «Аль-Мульк» (Власть) - 67: 20.
[8] Сура «Аль-Анбийа» (Пророки) - 21: 43.
[9] Сура «Худ» -11: 54.
[10] Сура «Худ» -11: 55-56.
[11] Сура «Аш-Шу‘ара» (Поэты) - 26: 92-93.
[12] Сура «Аш-Шу‘ара» (Поэты) - 26: 97-98.
[13] Сура «Аль-Бакара» (Корова) - 2: 165.
[14] «Фуркан аль-Кур’ан байн сифат аль-халик ва сифат аль-акван», аль-Кадаи аш-Шафии, стр. 111-114.

Комментариев нет: