воскресенье, декабря 18, 2011

Шейх Мухаммад ибн Абд-уль-Ваххаб и потеря исламского наследия

     Сумевший распознать противоречия в высказываниях шейха сможет увидеть и тусклость его идей, после чего перейдет к пониманию должного смысла айатов Корана и преданий, повествующих о монотеизме. Парадоксы в его фетвах (официальных религиозных постановлениях) можно выявить из его изречений, подобных этому: «Книги четырех суннитских мазхабов – суть язычество»[1]. Это означает, что книги, написанные мусульманами на протяжении веков до появления шейха, - это не просто языческие книги, а эталон язычества. Данный тезис вызвал скепсис ваххабитов относительно всего культурно-литературного наследия, дошедшего до них от предшественников. Я замечал, что шейх скрыл свой подлинный замысел, выдав фетву о действительности всех книг суннитского толка. А понятными его подлинные намерения стали на уроках по монотеизму, полученных от преподавателей из Саудовской Аравии, когда мы убедились в том, что мнение шейха и его учеников состояло именно в том, что все книги четырех суннитских школ, в особенности на тему монотеизма, - это суть многобожие. Обращая внимание на труды шейха, я заметил, что он, находясь среди мусульман, намеренно скрывал свои замыслы относительно их книг до той поры, пока не набрался сил. Оставаясь же наедине с своими сторонниками, он признавался, что суннитские книги – суть язычество. Такой методологии по сей день придерживаются его последователи.
     Ваххабиты сомневаются в верности всех мусульманских книг, кроме книг самого шейха. Опасность данной методологии состоит в том, что она отрывает нас от прошлого, означает его потерю. Здесь для исцеления разума ваххабитского последователя, который не имеет правильных представлений о методологии Мухаммада ибн Абд-уль-Ваххаба, считаю необходимым привести одно уместное изречение.
     Автор слов, которые приведены ниже, не принадлежит к категории суфиев, но является одним из известных мыслителей современности. Это аллама шейх Саид Хави, который в своем труде «Джаулат фи аль-фикхайн аль-кабир ва аль-акбар», затронув тему об опасности взглядов шейха Мухаммада ибн Абд-уль-Ваххаба на языческую сущность книг четырех школ суннизма, пишет:
     «На дворе четырнадцатый век хиджры, положение мусульман крайне затруднительно, повсюду развал и разруха... Проповедники и праведники общины, несмотря на многие расхождения в вопросах правоведения, вступили в борьбу с массовым отходом от Ислама, с даханом[2] - разложением и религиозно-идеологическими дефектами в общине, как и с возникшей в результате данных дефектов бурной реакцией, которая в итоге повлекла за собой сомнение во всех религиозных ценностях, унаследованных до сегодняшнего дня от  предшественников... Это и послужило основанием для вступления в борьбу с распостранившимися нововведениями и разложением, которые в свое время предрекал Пророк Божий (да благословит Аллах его и род его!). Другими словами, предсказанное в свое время Пророком (да благословит Аллах его и род его!) сегодня проявило себя как скудоумие и полная неразбериха.
     Вместе с тем, участилась и приобрела общественный характер страсть к нововведениям, которые предпочитают не меньше, чем радение за добро и благо. Следование традициям своих авторитетов заменяет следование традиции Посланника Господнего (да благословит Аллах его и род его!). Если же традиция Пророка (да пребудет с ним и его родом благословение Божье!) не соответствует подобным убеждениям, то она попросту не принимается. Это явление во всем своем блеске выразилось через невежественных суфиев... и, как следствие, вызвало многочисленные противодействия, самое яростное из которых идет со стороны салафизма, в котором под оправданием неприязни к новведениям и искажениям распространилось сомнение во всех религиозных принципах в фикхе и культуре.
     Такова обстановка, в которой нашло место сомнение во всем духовно-религиозном наследии общины и встал вопрос о самой правильности правовых школ и их ученых, в которой стала презираться большая часть того, что извлекла исламская община из своей истории. Таким образом, люди потеряли уверенность в научно-культурном наследии Ислама, полученном от предков, не разбирая границы хорошего и плохого и не проявляя способности распознавать насаждаемый образ мыслей. Итогом чего стало то, что многие приняли за правило обвинять других в кощунстве и порочности.
     Стали появляться группы людей, которые, вместо того, чтобы избавиться от нововведений, искажений и ереси, под предлогом избавления от нововведений принялись за целенаправленное уничтожение всего хорошего (унаследованного от предков. – прим. перев.). Таким образом, попытки приостановить процесс веротступничества, борьба с ересью и экстремизмом стали частью резни, которая навязывается сегодняшнему Исламу»[3].
     Всё вышеописанное и есть ситуация, развернувшаяся вокруг Мухаммада ибн Абд-уль-Ваххаба, как нельзя более наглядно проиллюстрированная человеком, который всю свою жизнь провел рядом с ним и, осведомленный о ваххабизме, в конце жизни описал свой опыт пребывания в нем.
[1] «Ад-дарар ас-суннийа фи аль-фатави ан-надждийа», том 2, стр. 59.
[2] Аль-дахан означает распущенность и непримиримость. В оригинале данное слово применяется к дыму костра от мокрых дров, внешне цельных, но прогнивших изнутри. В толковании хадиса на данную тему сказано, что сердца людей отвратятся друг от друга - другими словами, восторжествуют раздор и отсутствие какой-либо дружбы.  
[3] «Джаулат фи аль-фикхайн аль-кабир ва аль-акбар», шейх Саид Хави, стр. 5-12.

Комментариев нет: