воскресенье, декабря 18, 2011

Фанатичное превозношение Мухаммада ибн Абд-уль-Ваххаба

     Предваряя тему, хотелось бы сказать, что необходимость ее состоит в ознакомлении нас с ваххабитами. Ваххабиты написали сотни книг, направленных против суннитов и шиитов. С их точки зрения, эти два течения входят в число заблудших и еретических, которые по причине своей непримиримости к позиции шейха Мухаммада ибн Абд-уль-Ваххаба проявили вражду к ним. Это стало причиной возникновения большого спора относительно шейха и разделения исламской уммы. Во время написания книги «Ас-силя байна аль-асни ʻашрия ва фирак аль-гулат» я был в числе сторонников первой группы.
     Исходя из многих речей ваххабитских лидеров, мы должны прийти к выводу, что разум последователя ваххабизма становится заложником чрезмерности,  а сознание их невольно начинает преувеличивать значимость шейха Мухаммада ибн Абд-уль-Ваххаба.
Для примера приведу несколько цитат. Ибн Абид говорит: «Шейх Мухаммад ибн Абд-уль-Ваххаб - тот, кем гордится община Мухаммада по отношению к остальным общинам».
     Другой  знатный ваххабитский шейх по этому поводу пишет: «Шейх Мухаммад ибн Абд-уль-Ваххаб - Божий ученый и второй праведник, возобновивший призыв к Исламу. Он один такой среди остальных!».
     Также один из авторитетных ваххабитских авторов назвал Мухаммада ибн Абд-уль-Ваххаба «Шейх уль-вуджуд»[1], а ведь данный эпитет применяется ко всему мирозданию.
     Я не стану продолжать примеры чрезмерного превозношения ибн Абд-уль-Ваххаба, однако кое-что поведаю из собственного пятнадцатилетнего опыта пребывания в ваххабизме. Как-то раз мы, его почитатели, собрались в доме одного брата в Аравии. Темой обсуждения было положение, связанное с ритуалом  хаджа под названием «мутʻа аль-хадж»[2] и то, как оно стало запрещенным посредством Умара ибн Хаттаба. После длительной дискуссии мы пришли к выводу, что данный запрет был ошибкой Умара. Затем приняли решение проанализировать его действия в соответствии с Кораном и Сунной и дать им оценку.
     Я хочу сказать, что мы были больше привязаны к шейху Мухаммаду ибн Абд-уль-Ваххабу, нежели к самому Умару ибн Хаттабу. Мы попали под столь сильное его влияние, что даже и не думали подвергать анализу его мысли о единобожии в соответствии с Кораном и Сунной. Во время чтения рассказов о его войнах с «язычниками Аравийского полуострова» мы начинали плакать, и из глаз наших лились слезы, будто это были войны самого Пророка Ислама (да благословит Аллах его и род его!) с неверующими. Также мы говорили, что войны шейха Мухаммада ибн Абд-уль-Ваххаба с «многобожниками Аравийского полуострова»  многократно превышали по длительности войны Мухаммада ибн Абдуллы (да благословит Аллах его и род его!), ведь войн этих было больше трехсот. Пророк (да благословит Аллах его и род его!) воевал с язычниками в течение десяти лет, а шейх - больше двадцати.
     Но это не главное, что мне хотелось бы сказать. Главное, с чем нам приходилось сталкиваться каждый день, - это прослеживание жизненного пути Мухаммада ибн Абд-уль-Ваххаба: казалось, мы читаем о пройденном пути Мухаммада ибн Абдуллы (да благословит Аллаха его и род его!). Врагов шейха мы считали более безбожными и погрясшими в язычестве, чем врагов Пророка (да благословит Аллах его и род его!).
     Это происходило не только со мной - это идеология каждого ваххабита.
     В завершение данного изложения, опираясь на собственный опыт и для большего понимания наших ваххабитских братьев, хочу сказать, что идея чрезмерного превозношения Мухаммада ибн Абд-уль-Ваххаба - дело рук самого ибн Абд-уль-Ваххаба, просочившееся в наше сознание. Он утверждал, что его враги на Аравийском полуострове являются более неверующими и более подверженными многобожию, чем враги Пророка Ислама (да благословит Аллаха его и род его!). Вот его слова:
     «Знай, что многобожие ушедших (имеются в виду те, с кем боролся Пророк) было менее ярым, чем многобожие нашего времени»; «Разум тех, с кем боролся Пророк, был более здравым, а многобожие их - менее стойким по сравнению с ними (то есть с теми, с кем боролся сам Мухаммад ибн Абд-уль-Ваххаб)»; «Многобожие курайшитов было меньшим, чем многобожие многих людей сегодня».
Радикализм шейха стал причиной укоренения экстремистских воззрений в нашем сознании. Методы обучения также имели отрицательное воздействие, повлекшее за собой становление чрезмерных взглядов относительно личности Мухаммада ибн Абд-уль-Ваххаба – и до такой степени, что мы стали  обвинять в неверии каждого, кто проявлял несогласие с шейхом при его жизни или после его смерти. Мы обвиняли в неверии великих ученых Ислама, с которыми воевал шейх; мы считали их более неверующими, чем Абу Джахль и Абу Лахаб. Почему? Да потому, что сам Мухаммад ибн Абд-уль-Ваххаб приклеил к ним ярлыки богохульства, язычества и кощунства.
     В свое время он, конфликтуя с ученым по имени Сулейман ибн Сахим Аль-Ханбали, написал тому письмо. В письме говорится: «Мы тебе напоминаем, что ты и твой отец проявляете явное неверие, многобожие и лицемерие... Ты и твой отец круглосуточно и старательно враждуете с религией... Ты - упрямый и заблудший, - зная и понимая, предпочел атеизм Исламу... И ваша книга, в которой ваше неверие…»
     В действительности мы вынуждены высказаться об имевшемся тогда у нас необычном душевном состоянии, дабы наглядно проиллюстрировать картину представлений Мухаммада ибн Абд-уль-Ваххаба и, созерцая, проникнуть в его мышление. Всё это я говорю к тому, что его призывы и его пропаганда вызвали всплеск раздора в наших краях. Познав его личность, мы поймём положение жителей наших земель, в которых обитает большинство его сторонников, и тем самым покажем выход из сложившегося положения ради созидания и обретения пользы.
     А сейчас я вновь вспоминаю о последствиях своего следования ваххабизму, отразившихся на моих нервах, психике и жизни в целом. Исходя из сего, я с сочувствием, жалостью и состраданием отношусь ко всем своим братьям, которые являются сторонниками Мухаммада ибн Абд-уль-Ваххаба.
     Шейх ибн Абд-уль-Ваххаб обращался к ученым своего времени, представляя их постоянно поклоняющимися идолам. Он, адресуясь к одному авторитетному ученому Ислама, говорит: «Он сквернейший и безбожнейший из них».
     Уже при жизни шейха обвинения в неверии приобрели такой размах, что это повлияло на  его современников. Ибн Абд-уль-Ваххаб также менялся, и в нем крепли качества отчужденности, а обвинения в безбожии достигли своего исторического пика, если считать с 4-го века хиджры и до сего времени.
     Резкость, суровость и безжалостность его речей усилились до такой степени, что он стал утверждать, что лишь его сторонники являются мусульманами. Затем он обвинил в неверии все четыре суннитских мазхаба, и стало считаться так, что прервавшие связь с ваххабизмом уже тем самым являются вероотступниками. Вероотступникам же полагалась смертная казнь, и он отдавал приказы приводить её в исполнение. Когда он слышал о казни своих противников, то радовался. Дошло до того, что он приобрел страстное желание обвинять всех и каждого в неверии, и, как следствие, в полной вражде с собой.
[1] Шейх уль-вуджуд - дословно «старейшина сущего» (прим. перев.)
[2] Мутʻа аль-хадж - приостановка хаджа (прим. перев.) 

Комментариев нет: